Много мифов и легенд существует вокруг образа якутской красавицы Абакаяды, которая стала женой русского первопроходца Семена Дежнева. Первопроходец Семен Дежнев Семен Дежнев уроженец Великого Устюга, выходец из крестьян-поморов — выдающийся российский мореход, землепроходец, первооткрыватель и исследователь Северной и Восточной Сибири. Он открыл пролив между Азией и Америкой, именем которого назван самый крайний восточный мыс Чукотского полуострова. В составе казачьих формирований нёс гарнизонную службу в Тобольске и Енисейске, с 1638 г. в Якутском остроге. Семен Иванович служил сборщиком дани в Сибири.
В первые годы службы Дежнёв не смог побывать на дальних реках, куда уже захаживали его товарищи, однако слышал много рассказов о тех краях. Однажды, собрав с местных жителей подать в царскую казну, казаки с пушниной отправились в Якутск, а Дежнёв остался сторожить зимовье. Местный князек Пелева решил пойти на крепость штурмом. Но маленький отряд Дежнёва захватчика прогнал. Затем перед острожком появился другой князек ― Аллай. Пятьсот воинов напали на крепость. Семен Иванович был ранен в голову. Аллай, торжествуя победу, бросился было к меховому складу, чтобы разграбить его, однако был сражен копьем. Потеряв предводителя, захватчики отступили, казаки бросились в погоню и, догнав их, надолго отбили охоту нападать на русских. Отсюда в составе групп казаков-колонизаторов в 1640-1642 гг. ходил на север Сибири, участвовал в открытии и присоединении новых земель, поиске лежбищ морских животных.
Побывал на Оймяконское плоскогорье, на коче в 1642 г. прошел по р. Яне, а затем по Индигирке до устья, вдоль морского побережья до р. Алазеи. Морская экспедиция Летом 1643 года Дежнёв вместе с Зыриным на двух кочах дошел от Алазеи до устья Колымы. Здесь основал Нижнеколымский острог. На Колыме он прослужил до лета 1647, а затем был включен как сборщик ясака в промысловую экспедицию Федота Попова (Алексеева). Для этого похода вдоль побережья Ледовитого океана к Теплому морю (Тихому океану) были снаряжены большие суда ― кочи ― с командой по 15 человек каждый. Экспедиции пришлось выдержать тяжелые испытания. Ледяные заторы, бури и штормы в Восточно-Сибирском и Чукотском морях разметали кочи. Уцелел только один корабль, на котором и пришлось плыть целому отряду.
Однажды корабль попал в сильную бурю. Шторм носил судно по волнам, а затем выбросил на берег. Собрав с обломков корабля все, что можно было унести, Семен Иванович с казаками пошли вниз по Анадырю. За время перехода из двадцати пяти человек уцелело лишь двенадцать. Остальные погибли на берегах Анадыря. «И шли мы, ― писал Дежнёв, ― все в гору, сами пути себе не знаем, холодные и голодные, наги и босы. А шел я с товарищами до Анадыря-реки ровно десять недель». Якутскому воеводе он сообщил, что берега «матерой земли» (северо-восточные берега Сибири) нигде не соединялись с «Новой Землей» (Америкой). На берегу «Большого Чукотского Носа» (позже наименован мысом Дежнева) путешественники сделали остановку, во время которой побывали у эскимосов на островах пролива. Впервые в истории пройдя по этому проливу и фактически открыв его, С.И. Дежнев решил важную географическую задачу.
Появилось доказательство того, что Америка ― самостоятельный континент, а из Европы в Китай можно плавать северными морями вокруг Сибири. Однако из-за отсутствия сведений об этом открытии в европейских странах (материалы походов Дежнева остались в Якутском остроге) приоритет первооткрывателя достался В.И. Берингу, чьим именем и стал называться пролив.
Дежнев прожил в Якутии свыше 30 лет, он был зятем якутского народа: в 1640 году женился на Усть-Алданской красавице по имени Абакаяда Сичю. От этого брака Дежнев имел сына Любима, который тоже усердно служил в Якутских краях. Семен Иванович прослыл не только храбрым, волевым казаком, но и хорошим дипломатом. Он, вероятно, владел якутским языком. Сохранились сведения, что в 1640 году ему удалось «без порчи, без драки» примирить воевавших между собой якутов из разных улусов. Версия: Предполагается, что Дежнёв прибыл на Лену в 1638 году в возрасте 33 лет. В 1640 или 1641 году он взял в жены Абакаяду и вскоре отправился на Колыму, чтобы вернуться через год. Но судьба распорядилась иначе. Преодолев пролив между континентами, первопроходец оказался в устье реки Анадырь. На далекой Чукотке ему пришлось жить и странствовать более двадцати лет. Что случилось с Абакаядой, где она жила, где похоронена — неизвестно. Почивший патриарх якутской драматургии Суорун Омоллоон был горячим проповедником легенды, развивал ее сюжет, добывал исторические подтверждения. Он ссылался на хранящийся в архивах Санкт-Петербурга старинный список крещеных якутских девушек — жен русских мужиков, где среди 70 жен, будто бы значилась жена Семёна Дежнёва Абакаяда. Писатель утверждал, что Абакаяда ждала своего мужа из похода 20лет. В это, по крайней мере, очень хочется верить, потому что имя якутской Абакаяды стало олицетворять искреннюю женскую любовь и верность.