В Республике Саха (Якутия) 22 марта 2022 года стартовал III cъезд общин коренных малочисленных народов Севера. Работа съезда продолжается. Председатель постоянного комитета Государственного Собрания (Ил Тумэн) по вопросам коренных малочисленных народов Севера и делам Арктики Елена Голомарева выступила модератором переговорной площадки на тему «Социальная поддержка коренных малочисленных народов Севера: возможности государства и потребности граждан». 

Елена Голомарева отметила, что на III съезд приехали старейшины родовых общин, которые стояли у истоков организации первых кочевых общин и прошли очень сложный путь становления. Не все сумели выстоять в те сложные времена, когда распались совхозы и оленевод фактически остался один на один со своими проблемами на развилке экономического и социального хаоса. Именно родовые общины, как организованное сообщество, усилили позиции коренных малочисленных народов во взаимоотношениях с органами государственной власти республики.

«Поэтому мы хотим сегодня услышать ваши предложения, ваши проблемы. Законы работают, когда они продиктованы жизнью, простыми людьми, которые непосредственно занимаются производством на местах. Спорных моментов очень много, все это мы обсудим в течение трех дней», — сказала народный депутат республики.

Парламентарий подчеркнула, что родовые общины, как «охранная грамота», как пограничники — стоят на страже своих традиций и земли для будущих поколений. Именно они выступают в наше неспокойное время гарантом России, так как Арктическая зона испокон веков занята от Мурманска до Чукотки  кочующими народами с их стадами оленей. В связи с чем, Елена Голомарева предложила выслушать, в первую очередь, уважаемых старейшин, которые преодолели тысячи километров со своих стойбищ, чтобы говорить о своих накопившихся проблемах и быть услышанными.

Председатель Совета старейшин долган РС (Я) Елена Тимофеева рассказала о создании первых родовых общин в начале 90-х годов. Она отметила, что историческая роль I съезда заключается в том, что была принята очень важная резолюция о создании закона о родовых общинах.

«Благодаря  принципиальной позиции народных депутатов Верховного Совета Якутской АССР XII созыва во главе с А.В. Кривошапкиным, был принят закон «О родовой, родоплеменной кочевой общине коренных малочисленных народов Севера». Это историческое событие произошло 23 декабря 1992 года. Закон касался не только организации общин, но и сохранения культуры, языка, традиций коренных нраодов Севера. Было очень тяжело пробивать этот закон, никто не понимал, что это вопрос сохранения и выживания самого народа. Организационный период длился до начала 2000-х годов. Несмотря на все трудности, благодаря настойчивости истинных патриотов своего народа, родовые общины не только выжили, но и доказали правоту своих позиций. С тех пор потихоньку началось понимание о необходимости государственной поддержки родовых общин.

«Сегодня нам надо упор делать на сохранение оленеводства — это основа нашей жизни. Мы должны доказать всему миру, что есть сильные и выносливые люди — коренные народы, которые сохранили свои традиционные отрасли и выстояли даже в самые сложные времена. Мы веками жили в экстремальных условиях Севера и выжили, опираясь только на свои силы, выносливость, на своих оленей. Нам и нашим детям, внукам не нужны нездоровые продукты, товары, сомнительная идеология Запада, которая только портит умы и сознание нашей молодежи. Россия — многонациональная страна, нам советская власть дала образование и свет, и мы всегда жили в дружбе с великим русским народом», — сказала старейшина долганского народа.

Президент Ассоциации эвенков России Иван Атласов напомнил, что в соответствии с законодательством РФ к коренным малочисленным народам относятся народы, проживающие на территориях традиционного проживания своих предков, сохраняющие самобытный уклад жизни, насчитывающие менее 50 тысяч человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями. Рождение этой группы относится к самому началу становления советской власти, к 1920-м годам, когда молодым государством было принято особое постановление «О содействии народностям северных окраин». В то время удалось насчитать порядка 50 различных групп, которые проживали на территории Крайнего Севера. Также он сказал, что в 2002 году в России насчитывалось 45 коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. А спустя 20 лет в 2022 году их осталось 40, а целых 5 народов тихо исчезли с лица земли. Иван Михайлович также напомнил, что 30 лет назад родовые общины создала небольшая группа людей, которые хотели работать и сохранить своих оленей. Их предводителем и идейным вдохновителем был А.В. Кривошапкин, который изнутри знал проблемы северян, понимал, что без организованной структуры они не выживут. Андрей Васильевич сердцем и душой болел за своих сородичей и организовал Ассоциацию КМНС, под крылом которой более 30 лет 5 коренных народов республики сосуществуют, поддерживая друг друга. Он также отметил, что, благодаря усилиям народного депутата Верховного РСФСР и Якутской-Саха ССР Андрея Васильевича Кривошапкина, были приняты судьбоносные для народов Севера федеральные законы «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ», «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ» и другие. Они получили право контроля над своей судьбой после принятия этих федеральных законов. Он, как мудрый политик, избрал самый правильный путь – законодательно защищать свой народ».

Иван Атласов в конце своего выступления предложил выдвинуть кандидатуру народного писателя, духовного лидера  коренных народов А.В. Кривошапкина на соискание лауреата Нобелевской премии, как защитника коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.

Старейшина Аллаиховского района, делегат I съезда общин коренных малочисленных народов Севера Михаил Едукин сказал, что за 30 лет становления родовых общин есть положительные моменты, но все еще остается очень много нерешенных проблем. «Проблемы оленеводства, которые еще до конца не оправились после развала совхозов, надо постоянно продвигать и решать.

В первую очередь, наше государство должно признать, что оленевод — это почетная, нелегкая и рискованная профессия. В наше время как то об этом подзабыли, а ведь было время, когда оленеводы, рыбаки, охотники всегда были в почете и уважении, получали достойную зарплату и пользовались всякими льготами. Наши отцы, деды, как передовики производства, ездили на ВДНХ, получали от первых лиц ордена и медали, их портреты висели на доске Почета.

Как мы поднимем отрасль, когда сегодня оленевод для нашей молодежи — это непрестижная профессия, получает мало и всегда в долгах. Надо возвращать людям нелегкого труда достойную зарплату, честь и почет, чтобы производство восстановилось, чтобы молодежь шла в отрасль». Кроме этого, старейшина предложил провести республиканский конкурс круговых танцев коренных малочисленных северных народов, чтобы сохранить их уникальное культурное наследие как символ объединения и духовного подъема народов Севера.

Владимир Слепцов, старейшина из Аллаиховского улуса, делегат I съезда родовых общин, выразил свое огорчение по поводу отсутствия руководителей ключевых министерств и ведомств. «Меня огорчает, что здесь мало тех, кто непосредственно будет решать наши проблемы. Мы оставили свои хозяйства и ехали из  такой дали не для того, чтобы высказывать друг другу свои проблемы. Почему нет среди нас хотя бы министра сельского хозяйства республики, которому я бы хотел задать вопросы и услышать ответы? Мы кому будем сегодня говорить свои проблемы, которых за эти годы накопилось много? Мы более 30 лет работаем в общине и честно надо сказать, что живем очень тяжело. Живя в экстремальных условиях, мы как никто другой знаем, что Север не прощает ошибок и фальши, поэтому привыкли говорить все начистоту. Наша Аллаиха богата своей рыбой, но, после сокращения объема квот на ловлю рыбы, наши люди уходят из векового промысла предков, а молодежь убегает в город. Квота для моей общины составляет сегодня всего 4 тонны рыбы, что с ними делать? Видел ваши рынки – стоимость одной рыбы доходит до 1600 рублей. При первом Президенте Михаиле Ефимовиче Николаеве мы сдавали рыбу одной организации и получали за это стабильную зарплату. Сейчас нет единого заготовителя, мы раз в год сдаем и ждем у моря погоды, когда поступит оплата. Надо заготпункты открывать, как раньше, и пусть Якутопторг принимает нашу рыбу. Рыба для нас во все времена была основой питания, она позволяла нам кормиться в сложные времена. Сейчас, даже если выделяют субсидию, мы не получаем, мол много добываем и нам не положено. Мне сейчас у кого спросить — кому и на каких условиях выделяют субсидию? Я не раз стоял на этой трибуне в этом зале, у меня есть с чем сравнить. Мы не частые гости столицы, приехали издалека, чтобы обсудить свои проблемы. Поэтому надо внести в резолюцию, чтобы в этих министерствах обязательно был отдел или работал человек, который знает наши проблемы изнутри, и чтобы он с нами регулярно связывался хотя бы по телефону и отвечал на наши вопросы. Мы скоро опять разъедемся по своим стойбищам и опять столкнемся с трудностями, не зная кому и куда обращаться по своим вопросам. Лицензию на дикого оленя  пусть распределяют по наслегам, хотя бы этим дать возможность людям себя прокормить. Мы знаем, что наш депутат Елена Христофоровна хорошо отстаивает наши проблемы, но она фактически одна на всю Арктику, а проблем у нас очень много.

Заместитель министра по развитию Арктики и делам народов Севера РС (Я) Михаил Погодаев пояснил делегатам съезда, что по плану программы обязательно будут встречи с министерствами и ведомствами, где  делегаты обсудят вопросы своих общин, проблемы охотничьего и традиционного рыболовства,  развития оленеводства, земельные вопросы.

От имени родовых общин реки Буотама Хангаласского района поприветствовала участников съезда председатель родовой общины «Дьуона» Павлина Жукова.

«Наши предки веками сформировали специфический образ жизни, который проявляется в бережном отношении к природе, к охотничьим угодьям и в самоограничении потребления природных ресурсов. Когда стала острой нужда в защите наших исконных земель, мы – эвенки Буотамы объединились как один сжатый кулак и стали активно искать пути решения многих сложных проблем и ситуаций. Таким образом, с большим трудом, но нам удалось добиться включения 8 родовых общин в состав Природного парка «Ленские столбы», а затем и включения воедино в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Далее уже совместно с руководством Природного парка «Ленские столбы», депутатов Государственного Собрания (Ил Тумэн), Правительства РС (Я) провели большую работу по федерализации нового учреждения. Сегодня мы уже смело можем сказать, что исполнили великое, негласное завещание наших предков по сохранению родовых земель для будущего поколения эвенков. Мы добились того, чтобы сами общины инспектировали и охраняли свои территории, свои земли. А это очень важный шаг к равноправному и цивилизованному партнерству.

Сейчас ФГБУ «Ленские столбы» действует как единый организм, но как и в любой семье у нас тоже возникают проблемы. К примеру, никто не отменял гарантированные Конституцией РФ долгосрочные лицензии пользования объектами животного мира. Но нам в этом отказывают, хотя от этого зависит доход охотников общины, но мы надеемся, что проблему можно урегулировать. Есть проблемы по оформлению земель, хотя с 90-х годов кадастровые номера существуют и сохранились в архиве.  Мы сегодня ведем активную работу для развития туризма и сохранения духовно-материального наследия наших предков, в том числе по сохранению древних навыков охоты, трепетного и бережного отношения к природе. Выработанный веками коренными жителями кодекс бережного отношения к окружающей среде должен послужить эталоном для всей человеческой цивилизации и остановить хищническое отношение к природным ресурсам, что может привести к природным катаклизмам, независимо от того, в какой части земли мы живем».

Представитель КРО КМНС «Нэргэт» Афанасий Степанов из Кобяйского улуса говорил о необходимости индексации субсидий на финансовое обеспечение части затрат по поддержке модернизации и обновления материально-технической базы оленеводства, сумма которой не меняется вот уже несколько лет. У оленеводов как такового понятия зарплаты нет, есть материальная поддержка в виде пособия. Кроме того, он поднял вопрос о включении территории национального села Себян-Кюель к Арктической зоне республики для того, чтобы наслег подпадал под федеральные и республиканские программы развития северных и арктических территорий.

Виктория Лебедева, член КРО КМНС из Томпонского улуса рассказала, что зарплата в родовой общине совсем маленькая, поэтому люди не задерживаются и уходят. Она поставила вопрос о выделении субсидии для семей оленеводов, которые кочуют вместе с мужьями.  Многодетная семья практически круглый год кочует, но из-за того что район не входит  в арктическую зону, дети не выезжают отдыхать в оздоровительные лагеря в Сочи, Анапу. Субсидии, которые выделяются родовым общинам на строительство коралей, передвижных домиков, они тоже не получают, так как у них менее 500 оленей. Многодетная мать кочевой семьи задала вопрос – почему общины, которые только встают на ноги не получают поддержки государства.

Представитель кочевой родовой общины  из Момского  улуса Еремей Садовников сообщил, что, благодаря поддержке Министерства по развитию Арктики и делам народов Севера и уполномоченного по правам КМНС Константина Роббека, три общины заключили соглашение с компанией «Восток». Вместе с тем, он отметил мизерную зарплату оленеводов, половина из которых уходит на налоги и отсутствие налоговых льгот у родовых общин.

Руководитель РКО КМНС им. В.Г. Дьячкова (Верхнеколымский улус) Татьяна Сивцева рассказала, что свою общину они создали в числе первых. «Благодаря своевременно принятым законам нашей республики, мы своевременно закрепили земли своих предков. Почти 50 процентов  территории республики закреплены за коренными народами как территории традиционного природопользования. Это надо признать. Нашим депутатам и правительству удалось отстоять для охотпользователей нулевого размера ставок платы за единицу площади охотничьего угодья при заключении соглашения без аукциона. В то же время, люди правильно говорят, если оленеводы хоть получают какие-то деньги в виде пособий, то наши охотники и рыбаки ни копейки не получают. Потому что мы как некоммерческая организация не относимся к структуре сельского хозяйства, как хозяйствующий субъект. Если нас включат в налоговый кодекс, как некоммерческие родовые общины с особым статусом, тогда будет хоть какая-то финансовая поддержка. Меня волнует еще один вопрос — почему сегодня так снизили статус наших мужчин, они сегодня даже не могут реализовать свою продукцию на местах. Старейшины правильно говорят: мы за эти 10 лет дали возможность скупщикам выкупать за копейки нашу рыбу и пушнину на местах, и продавать здесь втридорога. Скоро начнется весенняя распутица, а рыбакам не на что покупать бензин, продукты питания. Надо вновь создавать фактории, которые хорошо себя зарекомендовали в годы советской власти и расширить полномочия Якутопторга, как официального заготовителя».

Далее заместитель министра труда и социального развития РС (Я) Афанасий Постников, представители министерств и ведомств ответили на вопросы участников съезда.

По итогам работы переговорной площадки Елена Голомарева обозначила принципиально важные задачи, в том числе по механизму и формам господдержки родовых общин, которые требуют совершенствования и новых подходов. Кроме того, отмечена необходимость решения проблемы организационно-правовой формы кочевых родовых общин. Участники переговорной площадки также отметили, что задачей государства должно явиться не только сохранение исконной среды обитания, традиционного образа жизни, культурного наследия и языка, но и обеспечение устойчивого развития их экономической базы, выделение грантов и субсидий кочевым семьям для развития общин, независимо от численности оленей, если их деятельность направлена на развитие своих традиционных отраслей – оленеводства, охоты и рыболовства. Все высказанные предложения войдут в резолюцию съезда.

Пресс-служба Ил Тумэна

Send this to a friend