В честь 100-летия ЯАССР, в честь даты основания Центра арктической археологии и палеоэкологии «ЭС» публикует отрывки из статьи директора АНИЦ Юрия Шипицына и ведущего научного сотрудника АНИЦ Николая Кирьянова о выдающейся исследовательнице древней истории Якутии Светлане Федосеевой.

Археолог Светлана Федосеева: полвека истории Якутии

Автор: Николай Кирьянов, Юрий Шипицын

15 апреля 2004 года начал работу Центр арктической археологии и палеоэкологии человека при Академии наук Якутии. Основала его выдающаяся археолог, исследовательница древней истории республики Светлана Александровна Федосеева. Представить сейчас историю Якутии без Диринг-Юряха, без Усть-Буотамы, без Дюктайской пещеры и десятков других открытий Федосеевой и её супруга Юрия Мочанова – невозможно.

В феврале 2018 года Центр перепрофилировали в Арктический научно-исследовательский центр. Имя основательницы присвоили Музею арктической археологии при АНИЦ.

СПЛЕТЕНИЕ СУДЕБ ЯКУТИИ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬНИЦЫ

Из-за сложности исследования и труднодоступности отдельных районов Якутии вплоть до второй половины ХХ века древняя история Ленского бассейна так и оставалась малоизученной.

Имя Светланы Федосеевой – целая эпоха в археологии Якутии, и с уходом Светланы Александровны и ее супруга Юрия Алексеевича Мочанова (1934–2020) завершился более чем полувековой этап в изучении древней истории самого крупного региона Северо-Восточной Азии, известного всему миру своими экстремально низкими температурами.

Первые полевые исследования в Сибири Светлана Александровна провела в 1957 г. в Ангарской археологической экспедиции Алексея Павловича Окладникова, где занималась изучением наскальных изображений Ангары и Верхней Лены. После окончания Киевского университета (1958 г.) по распределению Федосеева была направлена в Якутию, причем этому предшествовал любопытный случай. Молодой выпускнице на выбор предложили две республики: Якутию и Тыву. Поскольку она ещё мало что знала о Сибири, она взглянула на кабинетную карту, где увидела зеленую таежную Якутию и коричневую степную Тыву.

Выросшая в семье военного летчика-дальневосточника и проведшая детство в Приморье и Приамурье, Светлана Федосеева выбрала северный край. Так случай предопределил судьбу археологии республики на предстоящие полстолетия.

ПЕРВЫЕ ШАГИ В ИСТОРИИ ЯКУТИИ

Первым полевым опытом Федосеевой в Якутии стало участие в Юкагирской комплексной экспедиции 1959 г. под руководством директора Института языка, литературы и истории ЯФ СО АН СССР Захара Гоголева. Экспедиция работала в Аллаиховском и трех колымских районах. Важным открытием экспедиции стало обнаружение неолитической стоянки Бурулгино, которая и сегодня остается одним из ключевых памятников Заполярной Якутии.

Полученный тогда опыт работы в криолитозоне позволил в дальнейшем Федосеевой и Мочанову разработать особенную методику раскопок в условиях многолетней мерзлоты, благодаря чему появилась возможность заниматься масштабными исследованиями.

Самостоятельные раскопки Светланы Александровны в Якутии связаны с деятельностью Вилюйской археологической экспедиции (1959–1963 гг.), занимавшейся спасательными работами на местах затопления будущего Вилюйского водохранилища.

По их результатам обнаружены такие уникальные памятники, как средненеолитические стоянка и могильник у пос. Туой-Хая, стоянки Тумул, Усть-Чона I–II, многослойная стоянка Усть-Чиркуо. Верхний Вилюй был слабо изучен к тому времени. И выводы, сделанные по итогам экспедиции, доказывали, что здесь также наблюдается последовательная преемственность археологических культур от раннего неолита до раннего железного века и представлены, как и в Центральной Якутии, следы бронзолитейного дела.

ВСТРЕЧА С БУДУЩИМ КОЛЛЕГОЙ И СУПРУГОМ

Фамилии Мочанов и Федосеева в течение последних 60 лет звучали фактически как синонимы понятия «археология Якутии». Все передовые достижения и открытия опубликованы именно в их совместных статьях и монографиях. Первая встреча выдающихся ученых состоялась на Ангаре в 1957 г. в экспедиции Окладникова, но тогда их отношения не сложились.

Однако интерес друг к другу не ослабевал, и в 1962 г. именно Светлана Александровна пригласила Мочанова в Якутию для проведения работ на Алдане.

Изначально предполагалось, что Федосеева с помощью Мочанова завершит работы на Вилюе, и они окончательно вернутся в Ленинград.

К тому времени Светлана Александровна считала, что в республике высок шанс найти многослойные стоянки. Опыт Юрия Алексеевича в различных экспедициях по Советскому Союзу (от Памира до Приамурья) давал надежду на их обнаружение, что и состоялось на Алдане в том же году.

Это придало мощный импульс планомерным и стационарным археологическим исследованиям в Якутии. И когда наступил срок сдачи работ на реке Вилюй и уже были известны данные о палеолите и неолите реки Алдан, Федосеева сказала Мочанову: «Я, как и все археологи, человек суеверный. С тобой в Якутию пришли многослойки». 23 марта 1963 г. они поженились и проработали в Якутии еще пятьдесят с лишним лет.

ВЛИЯНИЕ НАХОДОК НА ИСТОРИЮ ЯКУТИИ

Самобытность древних культур Якутии еще долго ставилась под сомнение, однако работы на таких опорных стоянках, как Белькачи I, Сумнагин I, Усть-Тимптон I, Дюктайская пещера и других, засвидетельствовали существование в Лено-Алданском междуречье целого ряда оригинальных археологических культур от палеолита до раннего железного века.

Осознавая важность этих открытий и необходимость конкретной фактической базы, Федосеева и Мочанов с 1964 г. создали постоянно действующую Приленскую археологическую экспедицию (ПАЭ), в задачи которой входил так называемый маршрутный крест, то есть сплошное археологическое обследование всей территории Якутии с юга на север и с запада на восток, с включением всех значимых участков, где потенциально мог обитать человек. Такая работа активно продолжалась до открытия палеолита Диринг-Юряха и велась с перерывами вплоть до недавнего времени.

Накопленные за полвека непрерывной полевой работы археологические материалы долгое время не имели должного хранения, не имелось специализированного фондохранилища, а музей для их демонстрации отсутствовал. Известные всему миру материалы Диринг-Юряха и дюктайской культуры, неолитические керамические сосуды и нефритовые украшения складировались под лестницей. В сложные 1990-е годы, несмотря на серьезный отток молодых специалистов, Федосеевой удалось сохранить костяк и традиции якутской археологической школы.

И лишь в 2003 г. был открыт Археологический музей Северо-Восточной Азии (теперь – Музей арктической археологии имени С. А. Федосеевой), в котором были выставлены самые яркие и важные находки, добытые Приленской археологической экспедицией.

С 1972 г. Светлана Александровна неизменно возглавляла Лабораторию археологии ИЯЛИ ЯФ СО АН СССР, которая путем реорганизации в 2004 г. при поддержке президента Якутии Вячеслава Штырова становится самостоятельным учреждением науки – Центром арктической археологии и палеоэкологии человека. Сегодня это Арктический научно-исследовательский центр РС(Я).

Сам Центр обеспечивал археологическое обследование территорий для многих крупных инфраструктурных проектов (строительство нефтепровода, газопровода, высоковольтных линий, железной дороги, автодорог и др.), в результате чего были выявлены и спасены значимые исторические памятники (стоянки на реках Тимптон, Вилюй, Амга, Олекма, Тамгинский железоплавильный завод XVIII в. Витуса Беринга, наскальные рисунки и этнографические объекты).

24 апреля 2008 г. при прямом участии Светланы Федосеевой появилось Распоряжение Правительства РС(Я) 402-р «Об утверждении объектов культурного наследия – выявленных недвижимых памятников истории и культуры по разделу «Археология», куда вошли большинство памятников археологии Якутии, тем самым была создана правовая и источниковая база для ведения постоянного реестра, который сегодня ведет республиканский Департамент по охране объектов культурного наследия.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ДОСТИЖЕНИЯ

За все годы работы Федосеевой и Мочанова их экспедицией открыто и исследовано 826 памятников диапазоном от нижнего палеолита до позднего средневековья, собрано свыше 350 тысяч артефактов.

Благодаря огромному пласту различных собранных данных была построена достаточно непротиворечивая периодизация древних культур Якутии – от дюктайской верхнепалеолитической (35–10,5 тыс. л. н.э.) до различных культурных комплексов раннего железного века (2,5–0,5 тыс. л. н.э.)1. По мнению исследователей, смена одной культуры другой «происходила на территории Якутии в основном не за счет местных социально-экономических факторов, а благодаря неоднократным миграциям с юга и юго-запада (из бассейнов Амура и Енисея)».

Крупным вкладом в изучение неолита Сибири и Дальнего Востока стала фундаментальная работа Федосеевой «Ымыяхтахская культура Северо-Восточной Азии» (1980), которая в 1984 г. была защищена как докторская диссертация. В ней впервые в археологии Якутии разработана и применена дробная типология каменного, костяного и керамического материала, которая является открытой и может дальше свободно дополняться, расширяться или уточняться.

Согласно выводам исследовательницы, ымыяхтахцам были известны все технические приемы обработки камня от раскалывания до пиления и точечной ретуши и именно они из всех древних культур Якутии достигли наивысших высот в этом. Особенной являлась и керамика – именно для нее характерно послойное наращивание теста, что также не отмечалось больше ни у кого в голоцене.

Основу хозяйства ымыяхтахцев составляла охота на лося и северного оленя, рыболовство и собирательство играли вспомогательную роль. Природные условия в этот период существенно не отличались от современных.

Важным свидетельством являлось наличие у ымыяхтахцев родового строя, а также больших и малых семей (в основном по данным трех крупных могильников – Туой-Хаинского, Чочур-Муранского и Диринг-Юряхского). По Федосеевой, ымыяхтахская культура занимала обширную территорию около 5 млн км2, включая Якутию, Таймыр, Чукотку, возможно, Камчатку и правобережье Енисея. Первое появление в Якутии бронзовых изделий также относится ко времени данной культуры.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Даже небольшое перечисление открытий и достижений Светланы Александровны дает представление о незаурядности этой красивой и хрупкой женщины, воля и характер которой тверже кремня, в котором она так превосходно разбиралась. Может, поэтому в её профессиональной биографии так много открытий, каждое из которых – находка века.

Уроженка Приморья, киевлянка Светлана Федосеева стала «мамой» современной археологии Якутии, которая росла и взрослела на её трудах и открытиях второй половины ХХ в. За свои заслуги в археологии Светлана Александровна была удостоена званий заслуженного деятеля науки Российской Федерации и Якутии, являлась почетным академиком Российской академии естественных наук и Академии наук Якутии.

В 2006 г. Федосеевой присвоили высокое звание почетного гражданина Якутии. Сегодня Музей арктической археологии АНИЦ АН РС(Я), который так долго и трудно создавался, носит ее имя.

Прошедшая в марте 2021 г. в Якутске региональная конференция «Первые Федосеевские чтения», в которой приняли участие 35 исследователей из Москвы, Новосибирска, Владивостока, Магадана, Якутска и Злина (Чехия), – первый шаг в части признания выдающихся человеческих и профессиональных достижений археолога Светланы Федосеевой.

Send this to a friend