Все самое доброе, нежное, любимое мы связываем с женщинами. Однако за кажущейся внешней мягкостью каждой из них таится большая созидательная сила. Сегодня в учреждениях управления Федеральной службы исполнения наказаний Якутии наравне с коллегами-мужчинами несут службу около 350 женщин.

Они работают с подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными, несут службу на наблюдательных вышках. Каждая из них делает все, чтобы к моменту освобождения осужденные получили образование и профессию, наладили общение с семьей, и даже помогает раскрыть способности, вовлекая их в творческую деятельность в рамках кружковой работы.

В преддверии Международного женского дня журналист News.Ykt.Ru встретилась с Лидией Яковлевой и Ксенией Мальцевой, которые рассказали о своей работе.

Следственный изолятор — учреждение, которое обеспечивает изоляцию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений. Также здесь находятся осужденные, оставленные для хозяйственного обслуживания учреждения или ожидающие этапирования в исправительные колонии.

Колония-поселение — учреждение, в котором отбывают наказание осужденные на лишение свободы за преступления, совершенные по неосторожности, а также лица, впервые совершившие преступления небольшой или средней тяжести.

«В детстве хотела стать воспитателем детского сада»

Лидия Яковлева пришла работать в республиканский Следственный изолятор №1 в 2009 году на должность фельдшера. В 2013-м ей предложили стать инспектором по воспитательной работе с несовершеннолетними, периодически женщина проходила обучение у педагогов-психологов в СВФУ.

— В начальной школе я написала, что хочу быть воспитателем детского сада, — говорит старший инспектор по работе с подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными Лидия Яковлева, — даже бумага эта сохранилась у учителя. Можно сказать, что моя детская мечта воплотилась в жизнь, только в несколько ином формате.

Сегодня в Следственном изоляторе находятся трое несовершеннолетних подозреваемых. В основном туда попадают парни, девушек очень мало, но с ними, говорит Лидия, работать сложнее, потому что они начинают капризничать.

«Мы стараемся найти подход к каждому, подобрать индивидуальный „ключик“, чтобы они раскрылись, приняли и поняли, что нам можно доверять. Зачастую подростки попадают в СИЗО совершенно не подготовленными, и моя работа, как воспитателя, — помочь им адаптироваться к новым условиям жизни», — объясняет Лидия.

Каждый день подростков в СИЗО расписан по минутам. Строгий распорядок помогает поддерживать дисциплину. Помимо школьного обучения, организованы и несколько кружков. Так, например, Лидия ведет творческое направление и постоянно придумывает для ребят что-то новое.

Во время занятия

 

 

 

 

 

«План работ мы составляем вместе с ними. Не так, что я пришла и строгим голосом объявила: „Сегодня мы должны сделать это и это“. Таким образом, дети вовлекаются в процесс, у кого-то даже проявляются скрытые таланты, например к рисованию. К тому же сейчас у нас оборудовали компьютерный класс, вместе с ребятами мы смотрим различные мастер-классы и потом по ним что-то делаем», — рассказывает Лидия.

Своих воспитанников старший инспектор старается не выделять, потому что тогда подростки могут начать манипулировать педагогом, да и другие ребята также не одобрят, если к кому-то будет проявляться больше внимания. Конечно, внутри себя Лидия испытывает жалость ко всем несовершеннолетним, попавшим в СИЗО, но не показывает этого.

«Бывает такое, что подростки, особенно мальчики, говорят, что ничего не умеют и заниматься не будут. Но я все равно стараюсь дать им какое-то задание, и постепенно все включаются в процесс. У нас не бывает такого, что кто-то сидит без дела. Это и им самим идет на пользу — отвлекаются от мыслей о своем проступке», — объясняет Лидия Яковлева.

В свободное от работы время старший инспектор тоже занимается рукоделием — шьет костюмы для любимца семьи, шотландского кота по кличке Марс. Супруг — в прошлом преподаватель, дочь, окончив юридический факультет СВФУ, работает вместе с Лидией в СИЗО, в отделе специального учета.

По словам женщины, современные дети заметно отличаются от тех, которые родились в середине 90-х — начале 2000-х.

«Сейчас менталитет у детей изменился. Те, кто родились в конце 20 — начале 21 века, были более активные, сложные. А нынешние подростки более спокойные», — говорит Лидия.

Кроме несовершеннолетних, Лидия Яковлева также работает с подозреваемыми женщинами. Попадая в СИЗО, они фактически оказываются отрезанными от внешнего мира и, прежде всего, своего дома. Лидия помогает им с решением каких-либо гражданско-правовых вопросов.

«Желаю всем женщинам здоровья, любви и счастья! Пусть дома царят тепло, уют и жизнь будет полна радости!» — пожелала Лидия в честь 8 Марта.

«Некоторые не умеют даже просто ухаживать за собой»

Но если в СИЗО в основном находятся женщины, которых подозревают в совершении преступлений, то осужденных по нетяжким статьям (к нетяжким преступлениям относятся такие происшествия, как, например, кража или уклонение от уплаты алиментов — прим. ред.) отправляют в колонию-поселение №2, которая также находится в Якутске.

И здесь осужденных встречает начальник отряда группы воспитательной работы с осужденными Ксения Мальцева. Она работает в системе УФСИН с 2005 года и, можно точно сказать, является представителем династии работников службы исполнения наказаний — в этой же отрасли несут службу ее отец и супруг, а старший сын принял решение поступить после школы на психолога в ведомственный университет.

«Моя работа заключается в том, чтобы обеспечить соблюдение порядка в отрядах, чтобы осужденные следовали правилам и выполняли их. Находясь в колонии, они должны строго выполнять распорядок и нормы, например заправить кровать. Выполнение таких простых установок помогает осужденным в дальнейшем», — говорит Ксения.

Сегодня в колонии-поселении находятся 19 женщин и около ста мужчин. Как говорит Ксения, большинство из тех, кто оказался в исправительном учреждении, утрачивают элементарные навыки ухода за собой и причина этому, чаще всего, алкоголь. Поэтому первое время прибывших осужденных приходится учить элементарным навыкам ухода за собой.

«Один раз поступила осужденная, которая была в очень запущенном состоянии — не соблюдала элементарную гигиену, даже вши были. И здесь, вдали от вредных привычек и негативного окружения, она буквально расцвела. Выяснилось, что она умеет петь. Потом она подала на условно-досрочное освобождение и смогла вернуться к своим детям», — вспоминает Ксения.

Во время индивидуальных занятий многие осужденные начинают рассказывать о своей семье

Кроме обеспечения порядка в отряде, в обязанности Ксении также входит и кружковая работа. Девушка выбрала литературно-театральное направление: вместе с осужденными читает и анализирует различные произведения мировых классиков, смотрит фильмы.

«Большинство осужденных признаются, что никогда не читали или не смотрели эти произведения. Совместное обсуждение и индивидуальные занятия помогают человеку раскрыться, понять, что он чувствует. И часто это оказывает положительное влияние на дальнейшую жизнь, и человек старается исправиться», — говорит Ксения.

Для колонии-поселения довольно частое явление, когда осужденные находятся там очень короткое время. Они чаще всего не хотят ничем заниматься, хвастаясь тем, что «они здесь не задержатся». Но даже к таким осужденным инспекторы стараются найти подход.

Свободное от работы время девушка посвящает своей семье — супругу и детям. Когда у Мальцевых совпадают выходные (что бывает крайне редко, говорит Ксения), они стараются обязательно куда-нибудь выбраться всей семьей.

«Желаю всем женщинам оставаться очаровательными и нежными, и пусть их всегда окружает поддержка и любовь родных и близких!» — поздравила Ксения с Международным женским днем. Желаю всем женщинам здоровья, любви и счастья! Пусть дома царят тепло, уют и жизнь будет полна радости!

Фото: пресс-служба УФСИН по РС(Я)

Send this to a friend