Кулаковский Алексей Елисеевич  —  якутский писатель, поэт, основоположник якутской литературы.

Алексей Кулаковский родился 4 (16) марта 1877 года в семье скотовода в 4-м Жохсогонском наслеге Ботурусского улуса Якутской области. Окончил реальное училище в Якутске в 1897 году.Много путешествовал по родному краю, изучая его природные богатства, этнографию, экономику.В декабре 1925 года выехал делегатом от Якутской АССР на I тюркологический съезд в Баку. По пути заболел, умер от болезни в Москве 6 июня 1926 года. Похоронен в Москве на Даниловском кладбище.

Первые произведения Кулаковского были написаны в 1897 году на русском языке — «Вправе ли русские гордиться своим именем?» и «Главнейшие достоинства поэзии Пушкина». В 1900 году им было написано первое в якутской литературе поэтическое произведение «Байанай алгыһа» (Благословение Баяная). В 1900—1910-е годы Кулаковским были написаны поэмы «Саха дьахталларын мэтириэттэрэ» (Портреты якуток), «Сүүһүн туолбут эмээхсин ырыата» (Песня столетней старухи), «Кэччэгэй баай» (Скупой богач), «Өрүс бэлэхтэрэ» (Дары реки), «Төрүү илигиттэн түҥнэри төлкөлөөх» (Проклятый до рождения) и другие. В своих произведениях Кулаковский поднимает вопросы дружбы народов, необходимости просвещения, осуждает гнёт царизма, тупость и жестокость якутских тойонов, бесправие женщин. Все эти произведения были опубликованы только в начале-середине 1920-х годов.В начале 1920-х годов Кулаковский написал поэму «Сайын кэлиитэ» (Наступление лета) и ряд стихотворений, в которых он воспевал советскую власть.По масштабности, философскому складу содержания и образности языка вершиной творчества Кулаковского считается поэма «Ойуун түүлэ» (Сон шамана).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В рамках культурных мероприятий Дней Республики Саха (Якутия) в Республике Татарстан в Национальном музее Республики Татарстан в Казани с 8 по 11 июня с большим успехом прошла выставка «Уус уонна Иис: декоративно-прикладное искусство народов Якутии».

Отобранные для выставки предметы из фондов Якутского музея им. Ем. Ярославского и Национального музея Республики Татарстан — старинные изделия из дерева, серебра, бивня мамонта, национальные костюмы, а также работы современных мастеров показали посетителям выставки историю и культурные традиции народов Якутии. Экспозиция предметов, которые принадлежали жене А.Е. Кулаковского Е.Н. Лысковой, стала одним из центральных экспозиций данной выставки. Рядом с шубой и предметами была и старинная фотография Е.Н. Лысковой, где она запечатлена в этой шубе и украшениями. Директор татарского музея Алиса Львовна Вяткина горячо поблагодарила сотрудников якутского музея В.В. Попова и Е.П. Прибылых за прекрасную выставку, привезенную из Якутии. Большим «сюрпризом» и «магией» как выразилась директор Национального музея Татарстана А.Л. Вяткина стало установление якутскими музейными сотрудниками факта отправки посылки в г. Казань с якутскими предметами А.Е. Кулаковским и фотография Е.И. Лысковой, которая стоит на фотографии в очень похожей шубе и украшениях.

Эта удачная находка «якутских предметов» А.Е. Кулаковского, которые сейчас хранятся в Национальном музее Татарстана открывает новую страницу в деятельности А.Е. Кулаковского и призывает к дальнейшему изучению его наследия уже и в Татарстане.

Совсем недавно на просторах интернета просматривая коллекции татарских музеев, прочитал статью Е.А. Лобачевой и М.З. Хабибуллина – «О роли миссионерского историко-этнографического музея Казанской духовной академии в изучении истории, этнографии и языков народов России».

Там были перечислены известные выпускники и основные дарители музея, и среди них был, к моему удивлению, А.Е. Кулаковский. В статье было написано, что Кулаковский является выпускником академии и участвовал в формировании музейного фонда. Далее дословно передаю текст – «Среди выпускников, которые участвовали в формировании музейного фонда, можно отметить Алексея Елисеевича Кулаковского (Ексекулээх Елексей;1877 – 1926),…В том же году (это был 1916 г.) из п. Бодайбо Иркутской губернии от учителя высшего начального училища А.Е. Кулаковского были получены 3 ценные посылки с вещами якутского быта (шуба, ожерелье, косынка, набедренники, пара серег, шапка, пара браслетов, пара сапог, верхушка шапки, махало, коробка и деревянная чашка».

Больше информации о Кулаковском, к сожалению, не было. Совершенно точно известно, что А.Е.Кулаковский никогда не учился в Казани. Здесь надо учитывать ситуацию о возможном посещении Кулаковским Казани. Известно, что А.Е. Кулаковский посещал Санкт-Петербург в 1914 г. и по пути в этом же году мог посетить Казань. Можно допустить, что его там познакомили с Н.Ф. Катановым — профессором и преподавателем Казанской духовной академии, известным тюркологом, основателем и директором музея в духовной академии, впоследствии ставшего этнографическим музеем в Казани. Вполне вероятно, что Катанов и Кулаковский имели личные беседы и возможно даже вели переписку в дальнейшем.  А.Е. Кулаковский как человек, прекрасно знающий якутский язык, историю и культуру народа и как национальный поэт, мог быть очень полезен известному и ведущему специалисту по тюркским языкам.

Во время служебной командировки заместитель директора по научной работе ГБУ РС(Я) «Якутский музей» А.Н. Решетникова посетила Национальный музей Татарстана в Казани и привезла список с фотографиями якутских предметов, хранящихся в Национальном музее Татарстана. В этом списке как раз находятся очень похожие предметы, которые числятся в трех посылках Кулаковского к Катанову в Казань. Все они числятся в музее как «катановские предметы» из личной коллекции Н.Ф. Катанова.  Музейный фонд в историко — этнографическом музее Казани комплектовался в основном за счет студентов духовной академии и других учебных заведений города.  В 1915 – 1916 гг. было доставлено небольшое количество бурятских и якутских бытовых вещей. В коллекции музея имеется якутская утварь и костюмы эвенков. В 1918 г. большую коллекцию якутских культовых принадлежностей собрал и передал музею студент К.П.Подгорбунов (Подгорбунский). Это только известные поступления из Якутии, а сколько еще других поступлений и предметов народов Якутии хранится в музеях Татарстана, это только предстоит узнать.

При изучении личного фонда Н.Ф. Катанова, вполне возможно допустить обнаружение личной переписки его с А.Е. Кулаковским и узнать интерес и темы двух выдающихся людей своего времени.  Можно даже предположить, что Н.Ф. Катанов был сам инициатором посылок с якутскими предметами и возможно даже купил у А.Е. Кулаковского «вещи якутского быта».

Что же касается высланных «якутских вещей», здесь мы видим предметы из личного обихода якутской женщины и довольно состоятельной женщины. Предметы, как мы видим на фотографиях очень хорошей сохранности и за это отдельное большое спасибо и благодарность казанским музейным сотрудникам. Вещи действительно очень личные и скорее всего, принадлежали одной женщине. Вполне возможно, они могли принадлежать второй супруге А.Е. Кулаковского — Ласковой Е.Н, дочери якутского мещанина И.С. Лыскова. Известно, что в 1916 году А.Е. Кулаковский вместе с семьей проживали в Бодайбо, куда уехали из г. Вилюйска, где А.Е. Кулаковский также занимался преподавательской деятельностью в начальном училище.  Сохранилась фотография Е.Н. Лысковой, где она запечатлена с маленьким мальчиком в зимней одежде. На снимке она в якутской женской шубе – бууктаах сон, шапка дьабака и традиционных якутских женских украшениях –  илин кэлин кэбиhэр, на двух запястьях рук массивные якутские браслеты – бе5ех. К сожалению, о жизни А.Е. Кулаковского и его семьи в Бодайбо известно не очень много и сам факт отправки посылок с вещами в Казань и дальнейшее изучение личного фонда Н.Ф. Катанова даст немало информации для исследователей и музейных специалистов.

Send this to a friend