Елена ТИХОНОВА
Новость о том, что сегодня, 14 января, впервые в истории Якутии главы поселений по собственной инициативе провели самостоятельное совещание (по видео-конференцсвязи) и требуют проведения внеочередного Съезда муниципальных образований, «взорвалась» на политическом небосклоне республики, как «ядерная бомба». Что это? «Революция»?.. «Переворот»?..
Такого, чтобы муниципалитеты, да еще и в таком количестве, «встали» со своими требованиями, бывает редко где даже по всей России. Это уже далеко не один депутат Чиряев из Вилюйского улуса, который, как помните, недавно обратился с письмом к Владимиру Путину и Айсену Николаеву. Тоже недовольный отношением республиканских властей к своему району…
За комментариями по данному поводу интернет-газета «В Якутии.ру», после оперативного обсуждения этой резонансной темы в Экспертном клубе (сегодня, 14 января, с 18.00 до 20.00) обратилась непосредственно к одному из инициаторов «Муниципальной революции» – мэру города Нюрбы Александру ИВАНОВУ. Вот какой разговор у нас состоялся:
— Александр, объясните, пожалуйста, Вы и другие главы из муниципальных образований республики против кого? Не против же Ил Дархана? Вы же с ним хотите, наоборот «сблизиться», чтобы он всех вас услышал и решил ваши проблемы?
— Да. Абсолютно верно. Мы – не против Ил Дархана. Мы просто хотим, чтобы нас услышали. Раньше была структура — Совет глав муниципальных образований. Его возглавлял бывший глава Жатая Анатолий Кистенев, сейчас – глава Таттинского улуса Михаил Соров. И этот Совет глав раньше защищал интересы муниципальных образований. А сейчас – нет. Нас никто не слышит. Сейчас диалога вообще нет. Законы принимаются, а мы о них узнаем задним числом.
— Но это, может быть, — плохая работа самого парламента или государственных СМИ…
— Такое ощущение, что от нас все скрывают специально.
— Чем, к примеру, Вы и другие главы недовольны?
— Один пример: в ноябре Ил Тумэн принял законопроект, которым полномочия по формированию бюджетов муниципальных образований, которые раньше были у Минфина республики, переданы самим районам и улусам.
Раньше как было? Это было полномочиями Минфина, и, если у нас возникали какие-то вопросы и проблемы, мы «стучались» в Минфин и там все решали. А сейчас что? Они от нас отгородились и говорят, чтобы мы, главы поселений, шли в финансовые органы своих районов и искали правду там.
— А разве это, наоборот, не хорошо, что у муниципалитетов появились финансовая самостоятельность, свобода? Сами, со своими представительными органами, райсоветами, можете решать, на что, на какие острые нужды надо в первую очередь направлять средства?
— Все было бы хорошо, если бы финансовые средства из республики каждый год не приходили бы в районы или улусы с сокращениями. И, соответственно, если бы финансовые органы улусов не были бы вынуждены ежегодно сокращать бюджеты поселений. Вот село Чуукаар. В прошлом году у них было сокращено около двух миллионов. В этом году – наступившем – столько же. Это для небольшого села – очень большие потери.
— А в городе Нюрбе, у Вас у самого, как?
— У меня, наоборот, на 2021 год — увеличение бюджета на шесть миллионов. Но я не думаю только о себе, о своем городе. А думаю о других и поддерживаю глав-коллег, у которых ситуация – сложнее, чем у меня. Ведь я сам пять лет работал главой села Жархан, поэтому все знаю изнутри.
Вся проблема еще, знаете, в чем? В том, что теперь, с этими новыми законами, правилами и методиками, чем больше ты как муниципалитет зарабатываешь на неналоговых доходах и внебюджетных источниках, например, на аренде земли, имущества, — тем больше ты… теряешь!
— Как это?..
— Ну вот – по новой методике. Раньше как было: неналоговые и внебюджетные доходы оставались у поселения. И все было хорошо. Глава поселения был заинтересован в эффективной работе. У нас был стимул для того, чтобы за счет этих дополнительных поступлений решать текущие задачи и нужды поселений.
А по новой методике стало так, что, чем больше муниципалитет зарабатывает, тем больше у него сокращают, тем больше у него отбирают. В итоге работать хорошо главам стало невыгодно. Выгодно стало ничего не делать. Все равно ведь деньги с бюджета республики придут. А, если работать, напрягаться, чтобы поселение само зарабатывало, то у тебя столько же и урежут. Уверен, что это приводит к иждивенческому мышлению глав.
— Это по республиканскому закону неужели так? Может, по каким-то новым федеральным регламентам, которые обычно часто меняются?
— По республиканскому. И это противоречит одному из указов самого Ил Дархана Айсена Николаева. Он сам раньше поручал нам: добывайте больше неналоговых и внебюджетных доходов и эффективно используйте муниципальное имущество.
— А где ваши депутаты? Имеется в виду Ил Тумэн. Что они говорят, почему не защищают свои улусы?
— У нас – большие вопросы к народным депутатам. Сегодня мы выбрали 11 человек из числа глав поселений и после 20-х чисел января поедем в Якутск, чтобы провести там встречи и обсуждения и, тем самым, поднять свои вопросы и проблемы на уровне парламента. В том числе — не только те, о которых мы говорим сегодня.
— Александр Игнатьевич, Экспертный клуб Якутии и инициативная группа по созданию Союза журналистов и блогеров республики приглашают Вас и Ваших коллег из числа глав-единомышленников принять участие в обсуждении, темой которого предлагается сделать эту ситуацию.
— Спасибо журналистам за внимание к нашим проблемам. Примем участие, конечно. Нас будет несколько глав поселений.
— Спасибо. На связи.
160 Всего просмотров, 1 Просмотров сегодня