На днях в Якутск вернулась экспедиция, посвященная 100-летию Якутской АССР. Руководитель экспедиции Георгий Цыпандин рассказал о наиболее интересных и сложных моментах на маршруте.

Ни с чем не сравнимое чувство высоты. Фото: Г. Цыпандин

Ни с чем не сравнимое чувство высоты. Фото: Г. Цыпандин

Экспедиция совершила комбинированное путешествие 5 категории сложности. Прошли около 200 км по цветным горам Сунтар-Хаята, по рекам Хори, Согонь, Сунтар, Мюгюл. Прошли через 7 высоких перевалов, 1 и 2 категории сложности и 3 перевала несложных. Из них 3 перевала пройдены впервые, то есть никто до нас через эти перевалы не проходил. На перевале Запорожский сняли записку первопроходцев 42-летней давности.

Первое восхождение совершили на гору Мус-Хая. Совершили траверс горы, т.е. поднялись на перевал Мус-Хая Южный, прошли гребнем до вершины горы и дальше до перевала Мус-Хая Восточный. Поднимались по льду, применив 5 веревок по 50 метров. Спуск также был совершен с применением страховки.

Ледник 41. Фото: Г. Цыпандин

Ледник 41. Фото: Г. Цыпандин

Восхождение на 2 следующих горы осложнилось прохождением каньона с водопадом с каскадами высотой около 50 метров. Преодоление этого каньона выполнили также со страховкой, с наведением вертикальных перил. Собственно восхождение на горы начали с языка ледника 41. Восхождение от начала до конца было затруднено проливным дождем.  Восхождение на эти горы было запланировано заранее, их заметили ещё при восхождении на соседнюю гору, которую еще 20 лет назад мы предложили назвать именем славного сына народа Саха Алексея Елисеевича Кулаковского.

На вершинах этих величественных гор по праву первовосходителей мы оставили записки в построенных турах и предложили назвать эти горы именами основателей Якутской АССР Максима Кировича Аммосова и Платона Алексеевича Ойунского.

Третью гору в верховьях р. Нетанжи, правобережье верховьев р.Сунтар в центре цветных гор Сунтар-Хаята назвали «Самоцвет», так как с этой горы открывается грандиозная панорама на цветные горы и гряду скалистых гор, напоминающих упирающиеся в самое небо готические соборы.

Неповторимая красота северных гор. Фото: Г. Цыпандин

Неповторимая красота северных гор. Фото: Г. Цыпандин

В конце пешей части поставили точку восхождением на гору Палатка, известной своим скверным характером. И в этот раз гора нас встретила дождем и проводила грозой с градом, но все-таки позволила подняться, взойти на свою вершину. Улахан махтал (большое спасибо) духам гор, что позволили благополучно по ним пройтись и показали свои красоты.

Всего мы совершили восхождение на 5 вершин:

Гора Мус-Хая – высота 2965м, категория сложности 2А.

Гора Палатка – высота 2797м, категория сложности 1Б.

Безымянная вершина (предлагается присвоить имя Аммосова М.К.) – высота 2876м, категория сложности 1Б.

Безымянная вершина (предлагается присвоить имя Ойунского П.А.) – высота 2812м, категория сложности 1Б.

Гора Самоцвет – высота 2500м, категория сложности 1А.

Пешая часть экспедиции была закончена в местности Алта Чуккуй, где есть база оленеводов стада номер 1.  Хозяева любезно разрешили нам разместиться на их базе. Это место историческое, известное задолго до постройки Магаданской трассы (которой всего 70 лет). В течение нескольких сотен лет по этим местам проходил Якутско-Оймяконский тракт. И эта база была одной из центральных, доказательством чего служат ётёхи (заброшенные жилища), кладбища, а также деревья с письменами тех времён. Деревья при этом живые и письмена зарастают.

Цветные горы Сунтар-Хаята. Фото из архива экспедиции

Цветные горы Сунтар-Хаята. Фото из архива экспедиции

С Алта Чуккуй, от места впадения в Сунтар притока Халтаакы мы начали сплав на 2 катамаранах. Начало сплава было осложнено разветвлением русла реки на множество мелких проток. До конца наледи, протянувшейся на 10 км, нам пришлось больше тащить катамараны по мелким протокам. После впадения р. Угамыт река стремительно понеслась на север единым руслом.

 

Перед каньоном Тэйэ издалека гремят одноименные пороги. Перед порогами мы остановились для разведки. Хотя я несколько раз проходил эти пороги, да и мои друзья опытные водники, но разведка необходима. Это не только дань уважения реке, но и элементарное соблюдение правил техники безопасности. Пороги прошли красиво, со съёмкой с берега и с воздуха. Каньон Тэйэ красив, тут река зажата с обеих сторон отвесными скалами высотой больше 10 метров, течение сильное, с поворотами.

Ледниковое озеро. Фото из архива экспедиции

Ледниковое озеро. Фото из архива экспедиции

Сразу за порогами на правом берегу стоит деревянный идол, вырезанный сотни лет назад из стоящего дерева – дорожный знак, показывающий древним путникам переправу, брод и путь на перевал к р. Ейемю. Продолжение сплава по реке Сунтар после каньона Тэйэ на большом протяжении однообразно. Река широко разливается, на всем протяжении сплава чередуются перекаты, повороты и небольшие плесы. Изюминкой этого участка реки явились скалы Сордоннох, подступающие с обеих сторон отвесными стенами к реке.

Где-то с 30 км до моста по руслу стали появляться «гиппопотамы» – так мы назвали огромные камни под водой русла, сглаженные течением и временем до полной округлости. Они то чуть выступают из воды, то полностью притоплены, но вода за ними бурлит, шумит. Чем ближе к порогам, тем чаще они встречаются.

Не доходя до порогов, мы остановились на ночевку. Всю ночь гремела гроза, сверкали молнии. Ночью выходили подтягивать катамараны, проверять чалки. Горные реки быстро и сильно прибывают при сильных дождях. Утром погода была отличная, вода прибыла, но не критично. Большая вода скрыла большинство камней, но перед поворотом каскад порогов устроил нам ошеломляющие покатушки и вызвал бурю эмоций.  Перед поворотом остановились на правом берегу под скалой. Провели разведку. Большая вода сгладила главный порог, левобережные скалы почти исчезли под водой. Главный порог прошли гладко, даже слишком гладко, без эмоций.

Дружная, проверенная испытаниями команда - залог успеха. Фото из архива экспедиции

Дружная, проверенная испытаниями команда — залог успеха. Фото из архива экспедиции

Дальнейший участок до моста проходит в каньоне с сильным течением, местами имеются шивера, подводные камни скрыты под водой. В условленное время мы высадились перед мостом и успели высушить разобранные катамараны и собрать вещи к прибытию такси. Сплав по реке Сунтар 97 км, во время которого пройдены пороги Тэйэ первой категории сложности и пороги Хапчагай-Сунтар второй категории сложности.

Примечание: поднимаясь по реке Хори (Кнорий по карте), мы знали, что вода не в каждом ручье пригодна для питья. При этом оленеводы говорили, что больные олени наоборот пьют и излечиваются, даже от очень тяжёлых заболеваний.

Пробы воды из двух ручьев и образцы горных пород. Фото из архива экспедиции

Пробы воды из двух ручьев и образцы горных пород. Фото из архива экспедиции

Так случилось, что по пути нам пришлось остановиться на ночевку между двух ручьев. Сразу по растительности, лишайнику и водорослям догадались, что место необычное. Воду попробовали из двух ручьев на вкус. В левом вода кисловатая на вкус, в правом тухловатая. Взяли воду из левого ручья, приготовили ужин и чай. Вода при кипячении мутнеет, а молоко в чае сразу сворачивается. Зная, что олени излечивались и любой яд в малых дозах лекарство, решили пить. Из ручьев взяли пробы воды в специальные контейнеры.

 

Георгий Цыпандин

Пресс-конференция по итогам экспедиции Отделения РГО в РС(Я) на хребет Сунтар-Хаята

Send this to a friend