А хотите узнать, как праздновали Новый год в Якутске более ста лет назад? 

Перелистывая декабрьские и январские номера газет «Якутская окраина», «Якутская жизнь», «Ленские волны» за 1914, 1915 и 1916 годы, знакомясь с фондами музея имени Ем. Ярославского, обнаруживаешь некоторые элементы сходства между тем и нынешним временами. Новый год в дореволюционном Якутске отмечали, встречали и праздновали довольно-таки с размахом. Хотя, конечно, Рождество было тогда главнее,  но и в Новый год так же ходили в гости друг к другу, в полночь пили шампанское, устраивали балы и маскарады.

Прелестный костюмированный бал

Общенародной нарядной елки на площадях, как сейчас, не было, а праздновали в специально отведенных помещениях. Престижным считался бал в Публичной библиотеке и музее на Большой улице (ныне Национальная библиотека).  «Якутская окраина» в номере за январь 1915 года сообщала: «Прелестный костюмированный вечер.

Зал оформлен новаторски. Над хвойным лесом в розовых лучах парил аэроплан. На бал собралось около 150 человек. Были отмечены сдержанный костюм египтянки, оригинальный тигрицы, стильный змеи и так далее. Среди присутствующих замечены губернатор фон Витте, городской голова Петр Юшманов с дочерьми».

Не обошли вниманием и детей, на елку в Публичную библиотеку допускались дети «семейств господ и членов гостей собрания» в сопровождении родителей и непременно в маскарадных костюмах. Праздник елки проходил со 2 по 4 января, начинался в 11 часов дня. Билет для детей членов собрания стоил 30 копеек, для гостей – 80. Дети декламировали стихи, пели песни, водили хороводы вокруг елки, а к концу вечера получали подарочные наборы, куда входили книга, игра и мешочек со сладостями.

Кстати, не менее шикарно прошел рождественский бал и в доме самого Петра Юшманова. Это довольно большое по площади здание было в 1950-е годы перенесено на территорию современной республиканской больницы, где в плачевном состоянии находится до сих пор.

А на прежнем месте дома городского головы построили жилой дом – проспект Ленина, 7. Здесь в советское время на первом и втором этажах, со входом со стороны площади Орджоникидзе, размещалось популярное в советское время кафе «Волна», а сейчас располагаются Оптик-центр, магазины и различные офисные учреждения.

Необходимо заметить, что новогодние гулянья до революции 1917 года были скромными, куда более значимым праздником являлось Рождество. Причем во время Первой мировой войны в 1914 и 1915 годах оно отмечалось с еще большим патриотическим размахом в связи с тем, что 25 декабря праздновалось и изгнание из России наполеоновских войск. Напомним, что все это время неотъемлемой частью новогодних праздников являлось и Крещение, отмечавшееся 6 января по старому стилю.

27 декабря 1914 года в помещении Братства православных людей на пожертвования состоятельных граждан города была устроена елка для бедных детей школы Покровского братства православных людей г. Якутска. Детям были розданы сладости и игрушки.

На празднике присутствовало колоссальное количество людей – 251. Также на благотворительные пожертвования прошла елка для воспитанников приюта арестантских и политссыльных детей, причем, в здании Публичной библиотеки и музея на втором этаже, где сейчас располагается Исторический зал Крафта Национальной библиотеки РС(Я).

А как праздновали «простолюдины»? 

Проводились к Новому году и благотворительные мероприятия. Бедный люд после богослужений собирался у Малого базара (Кружало), где было роздано более 500 бесплатных обедов. Для этой цели были выделены средства в количестве 300 рублей из городской казны.

В столовой Народного дома в течение рождественских праздников было роздано 200 обедов бедным на пожертвования различных лиц и из средств местного комитета попечительства о народной трезвости. В столовые-чайные попечительства было выдано 3 426 порций чая.

В сведениях, почерпнутых нами из «Историко-географического атласа с обозначением кварталов и строений города Якутска до 1917 г.» известного краеведа-художника Пантелеймона Попова, можно узнать, что, пожалуй, самым большим зданием на ныне не существующей улице Малобазарной был ночлежный дом с прилегающими строениями.

В ночлежке неимущие люди получали приют, им выдавались кипяток и кусок черного хлеба. Заведение было открыто по предложению губернатора Константина Светлицкого в 1888 году и содержалось на средства купца Акепсима Кушнарева и городского головы Федота Астраханцева. Так вот в новогоднюю ночь 1915 года постояльцев приюта угостили наваристым супом с большими кусками мяса.

На Малом базаре устраивались различные гулянья. Состоятельный люд проводил там своеобразные лотереи и розыгрыши, сбор денег для бедных. Это все проводилось в период новогодних дней. Ощутить праздник давали возможность буквально каждому.

Впервые в 1915 году в Якутске на пожертвования градоначальника и полицмейстера состоялся новогодний праздник для детей городовых полиции и тюремных надзирателей. Праздник проходил в помещении полиции по улице Полицейской (ныне Ярославского), где был красиво задекорирован тропическими растениями зал и украшена гирляндами елка.

Дети танцевали и резвились в сопровождении ансамбля. Затем ребятишек ждало угощение, состоящее из чая с печеньем и бутербродов. В конце праздника супруга градоначальника Мария Романовна вручила каждому ребенку по подарку и «особую торбочку со сладостями». Праздник, как сообщала газета «Якутская окраина», осчастливила своим посещением супруга господина генерал-губернатора Ольга Павловна, которой был преподнесен букет цветов.

Но только чтобы не болела голова 

В Рождественскую неделю 1914 года проходили народные гулянья. Несмотря на мороз простолюдины угощались прямо с уличных лотков блинами и пирогами в районе Малого Базара и Гостиного двора (площадь Ленина), а господа шли в трактиры на званые ужины.

Самыми модными из них считались: заведение на углу Полицейской и Громовской (Курашова) улиц,  принадлежавшее знатной торговке Евлампии Егоровой-Сыроватской, и ресторан на Полицейской (здание Ил Тумэна) известного купца Ивана Мигалкина, обладавшего уникальными марками напитков в своих винных погребах.

Заметим также, что новогодний праздник довольно долго был как все другие дни Святок. Так, 2 января 1916 года газета «Якутская жизнь» сообщила: «Якутск проводит Васильев день точно так же, как и все другие вечера: так же играет в карты, так же танцует, так же ужинает и пьет шампанское, с той только разницею, что прибавляет поздравление с Новым годом».

Вот что пишет некий А.Н. в газете журнального формата «Ленские волны»: «Наступление Нового 1914 года. Все как будто вдруг обезумели, какая беготня и суматоха! Что же это такое? В природе ли произошла какая-нибудь радикальная перемена или в людях? Ведь в сущности ни малейшего намека на то, что случилось что-нибудь новое, что образовало бы рубеж между 1913 и 1914 годами. Между тем со всех сторон сыплются поздравления, все поддаются каким-то надеждам, вероятно и в этом году таким же несбыточным, как и в прошлом. А впрочем, не худо, что такой обычай существует. За недостатком истинных благ человеку нужен хоть призрак хорошего лучшего. И вся эта беготня — своего рода занятие, которое разнообразит обыкновенную прозу жизни…». 

Не экономили и на оформлении праздничного стола. «В садоводстве Ноева на закусочном огромном столе, который и описать теперь невозможно, на обоих концах стояли оформленные ледяные глыбы, а через лед светились разноцветные огни, как-то ловко включенные в лед лампочки. В глыбах были ведерки с икрой», – писала газета «Якутская окраина» в 1915 году.

Еще одно место для кутежа – ресторан известного купца Ивана Мигалкина. Один из посетителей вспоминал, что новогодний праздник прошел «среди южного великолепия»: «Горы фруктов, все сорта якутского балыка, икры, обильные марки шампанского и после двенадцати пьяны все поголовно…»

Послание в прошлое

За две недели до Нового года через газету «Якутская окраина» магазины рекламировали свои товары. Магазин Коковина и Басова (здание «Якутзолото» на углу Ленина и Аммосова) рекламировал фарфоровые, никелевые, стальные и эмалированные предметы для домашнего хозяйства. В ассортименте предлагались лампы накаливания разных размеров и электрические фонарики высшего качества.

Винно-гастрономический магазин Никифорова-Манньыаттах предлагал шоколадные конфеты, швейцарский кофе, анчоусы в соусе, паюсную икру, разнообразную дичь и различные марки шампанского в ассортименте.

Колбасно-гастрономический магазин «Якуцкъ» рекламировал рябчиков, свежую семгу и душистую дунайскую сельдь. Один из магазинов Торгового Дома Кушнаревых предлагал финики, инжир, большой выбор пастилы, пряников, мармелада и вафель «Триумф». Трактир поставщика продуктов на Ленские прииски торговца Парникова на улице Охотской (ныне Хабарова) предлагал 1 января, в день народного гулянья, отведать блины, устрицы и пиво московского завода – 10 коп. за бокал.

В те времена моду на рестораны и торжественные застолья диктовал Санкт-Петербург. Не меньше, чем качество приготовленной еды, ценилась красота оформления стола.  Причем прекрасными должны были быть не только сервировка и поданные блюда: «В особой моде было искусство составления и оформления меню, – говорит научный сотрудник музея имени Ярославского М.Алексеева. – Блюда назывались красиво и пышно, а карточки меню оформлялись рисунками, вензелями, виньетками. Зачастую карточки оставались в семейных архивах как воспоминание о празднике, на котором едали кулинарные шедевры…». 

Во многих трактирах Якутска со временем зазвучала музыка. Сначала в моде были разные механические «машины», например, механический орган. Постепенно популярной стала «живая» музыка. Первый оркестр, составленный из ссыльных музыкантов социал-революционеров, зазвучал в ресторане Мигалкина на Полицейской…

Кстати, что касалось работы питейных заведений вышло особое распоряжение. Согласно постановлению городской думы, все казенные и частные лавки отпускали спиртные напитки с 12 до 15 часов в предпраздничные дни. В первый день нового года магазины должны быть закрыты.

За торговлю вином в праздник владелец магазина мог попасть в тюрьму на пять суток. Также «за производство работ в праздник» могли оштрафовать владельца лавки на 15 рублей или арестовать на трое суток. Но это постановление не касалось работы трактиров и ресторанов «повышенной комфортности».

Не только хлеба, но и зрелищ

Те, кому требовались зрелища, выбирали для развлечения постановки в театре Клуба приказчиков и сеансы в очень модном в то время синематографе Приютова, располагавшемся примерно на месте нынешнего кинотеатра «Центральный».

В Клубе приказчиков 1 января давалось детское представление «Робинзон Крузо», а вечером – новая постановка «Старое послание». Шли пьесы и на якутском языке – «Нуучча государстыхатын олохо», «Остуоруйа», «Тыгын» и другие.

Синематограф показывал «грандиозную картину, драму в 3 частях из уголовной хроники «Клеймо дьявола», а также комичные сцены Макса Линдера «Рыцарь без страха, но с упреком». Уже тогда, сто с лишним лет назад, люди предпочитали детективы и комедии.

Как видите, по-разному украшенные елки и улицы, разные обычаи праздновать тогда и сейчас. Но одно с дореволюционных времен точно не изменилось. Как и сейчас – Новый год и Рождество большинство горожан спешат провести с близкими, и помочь тем, кто в эти зимние дни так ждет чуда.

Георгий СПИРИДОНОВ

Send this to a friend