Многое, чем когда-то гордились жители Якутска, что было символом богатства зажиточных горожан, ушло безвозвратно, но все-таки остались еще приметы давно ушедшего времени…
Первые дачи купцов города появились в конце XIX века, когда Якутск начал активно развиваться. В то время столица области на правах губернии была центром торговли и промышленности, а также важным транспортным узлом на пути к Крайнему Северу и к Охотскому морю. Купцы стремились построить свои дачи в престижных районах, чтобы подчеркнуть свой статус и богатство.
Они выбирали участки земли рядом с реками или озерами, где можно было организовать купание и рыбалку. Строили свои дачи с учетом климатических условий, чтобы они могли выдерживать сильные морозы и летнюю жару.
На снимке: Дача Е.Д.Стрелова — до революции горожанам была более известна как дом на конечке Гимеина (ГМИН), фото начало 90-х.
В начале XX века в Якутске было уже множество дач, которые принадлежали местным купцам и предпринимателям. Некоторые из них были построены в стиле модерн или неоклассицизма, другие – в стиле русской усадьбы или английского коттеджа. В целом, первые дачи купцов были символом богатства и престижа города.
П.А.Кушнарев в одной из комнат своего дома со шкурками соболей.
А пальма первенства по строительству дач горожан в конце XIX века принадлежит известному купцу, миллионеру Петру Акепсимовичу Кушнареву. В районе нынешнего Племхоза есть улица Сергеляхская, и на ней до сих пор сохранились останки дома и конюшни знатного торговца. Туда по приглашению хозяина съезжалась вся якутская знать. Горожане так и называли это место — «Образцовый участок Кушнарева».
Примерно в то же время по Сергеляхской дороге дачу себе построил другой известный купец – Василий Сергеевич Никифоров–Манньыаттаах. Дом этот сохранялся до последних дней у остановки «Сергелях-1». К сожалению, сегодня на прежнем месте его нет. Будем надеяться, что разобранный дом сохранят, и, сданный на складирование, он возродится.Это двухэтажное здание с деревянным кружевным обрамлением. До недавнего времени там размещался детский сад «Холбоса».
Интересно, что, живя на даче, его сын Гавриил стал встречаться с одной девушкой. Отцу это не понравилось. Видимо, такой брак не сулил больших благ. И он, чтобы помешать, решил отправить Гавриила в центр обучаться торговому делу.
А самой популярной дачной местностью из наиболее близких к Якутску был и остается Сергелях. Под этим названием подразумевается обширный район, который состоит из собственно Сергеляха, а также Тайваня, обкомовских дач, мест, называемых как Биробиджан, Тайвань, Дворянское гнездо, Манчаары, Пески, Березка.
В старинных планах и бытовом говоре жителей города сохранились названия озер, речек, урочищ, заимок, оврагов и пастбищных угодий пригородов Якутска – Тыгыновский курган, Хатынг-Юрях, Хомустах, Мельничная, Кустах, Шестаковка, Гольминка, Даркылах, Митрофаниха…
В образовании некоторых топонимов немаловажную роль сыграли некоторые горожане. К примеру, купец Шестаков долгое время занимался хлебопашеством по берегам речки, за названием которой впоследствии закрепилась его фамилия. Потомственный купец Митрофан Самыловский имел заимку в устье речки, которую и по сей день называют Митрофанихой.
То же самое произошло и в отношении протоки, на берегу которой построил дачу ветеринарный врач Гольман. Водоем окрестили Гольминкой…
Областной ветеринар Вольдемар Гольман дал имя не только протоке, но и Гольминскому озеру. Все они проходили по Сергеляхской дороге на «Монастырском полуострове». Сейчас здесь находится республиканский ипподром.
В 1870-90-х годах Гольман был известным в городе человеком, устроителем конных скачек, автором статей в центральных журналах по животноводству. Иногда Вольдемар выступал в качестве адвоката, в большинстве своем богатой части населения. Среди городской знати пользовался авторитетом и уважением.
В Якутске его двор располагался в квартале N42, находившемся в треугольнике улиц Преображенская (ныне ул.Кирова), Полковая (ныне не существует, проходила вдоль здания современного Комдрагмета) и Николо-Преображенская (часть нынешнего Глухого переулка и улицы Октябрьской, тянулась от Никольской церкви до Преображенского собора).
Безусловным украшением двора Гольмана был главный дом – ценный памятник русского деревянного зодчества. Высокая четырехскатная шатровидная крыша резко отличала его от окружающих строений.
К сожалению, ни городские власти, ни жители этого ставшего затем коммунального дома не занимались его надлежащим содержанием. В результате спустя два столетия, в 1987 году, здание пришлось снести. Но страстный любитель старого Якутска, народный писатель Якутии Дмитрий Кононович Сивцев-Суорун Омоллоон восстановил его в Ленском историко-архитектурном музее «Дружба» в с. Соттинцы Усть-Алданского улуса.
Соседями Гольмана были интересные люди. Большой дом рядом принадлежал известному в городе деятелю Портнягину по прозвищу «Чуоханчыы» — картежнику-дельцу, который разными махинациями сколотил себе значительный капитал и приобрел много домов.
А в соседнем доходном доме снимал квартиру человек, которого мы постоянно цитируем в нашем повествовании – это автор историко-графического «Атласа г.Якутска до 1917 года с его строениями» Пантелеймон Васильевич Попов. Он проживал там с супругой Любовью Людвиговной и сыновьями Олегом и только что родившемся в начале прошлого века Львом.
В одном дворе с ними располагалась Соляная лавка – прекрасный образец деревянного зодвества постройки 1824 года, была снесена в 2004 году. На ее месте по чертежам О.Г.Карамзина построено каменное здание – макет Соляной лавки. Куда исчезли прежние бревна здания – неизвестно…
Георгий СПИРИДОНОВ
На месте бывшего агентства «Аэрофлота» и ряда советских учреждений в двухэтажном здании располагались мэрия, «Якутстрой»; торговый центр «Республика».
Водокачка у Заложного моста на пр.Ленина – Кулаковского.
Проспект Ленина в прошлом веке …и сегодня.
Берег Талого озера в 1958 году и сегодня.
Так мостили чурками улицу Октябрьскую и пр.Ленина.